Глава 2
Подростковый возраст – как использовать окно возможностей развития Какие ассоциации приходят в голову, когда вы слышите словосочетание «подростковый возраст»? Наверняка это что-то вроде «трудный возраст», «ссоры», «непонимание», «отдаление».
Этот период специалисты называют кризисным, да и общество одаривает родителей сочувствующими взглядами, стоит только людям узнать, что ваш ребенок – подросток. А с кем только ни сравнивают ребенка-подростка: с колючим ежом, гадким утенком... Давайте попробуем разобраться, почему так происходит и что же из этого комплекса представлений о подростковом возрасте правда, а что не совсем. По определению
Всемирной организации здравоохранения, подростковый возраст является периодом роста и развития человека между детством и зрелостью, от 10 до 19 лет. Это один из переходных периодов жизненного цикла человека с бурными темпами роста и различных изменений в организме.
Завершается половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости, психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых, происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной социальной независимости.
Совершенно очевидно, что во время подросткового периода происходит физическое взросление. Запускают его гормоны, благодаря которым начинается усиленный общий рост тела, набор массы, развитие вторичных половых признаков (изменяются наружные и внутренние половые органы, появляется волосяной покров).
Это признаки того, что ваш ребенок перестает быть ребенком в физиологическом смысле, природа готовит его стать взрослым, т.е. производить по- томство. Поэтому в физическом аспекте смысл подросткового возраста – подготовка человека к тому, чтобы в будущем стать родителем, осуществить свою репродуктивную, воспроизводящую функцию. Телу нужно время, чтобы настроить работу различных органов и желез, о чем будет более подробно рассказано в соответствующем разделе этого пособия.
Пока же важно заострить наше внимание на том, что механизмы физического созревания тесно связаны с гормонами, которые, в свою очередь, влияют и на наше настроение, и на эмоциональное состояние. Наверное, лучше всего это будет понятно женщинам, которые испытывают колебания внутреннего состояния в определенные дни менструального цикла или при беременности.
Да и многие мужчины, вспоминая свой подростковый период, могут назвать свои неоднозначные переживания и поступки, которые с позиции взрослого уже трудно понять и объяснить. Кто-то это ощущает в меньшей степени, а кому-то «посчастливилось» переживать настоящие гормональные бури.
Именно поэтому важно понимать, что состояние и настроение подростков часто подвержены этим гормональным перепадам, и относиться к некоторым их поступкам и реакциям снисходительно. О том, какую роль в этих процессах играет мозг и его созревание, вы узнаете в следующей главе.
А пока давайте рассмотрим, какие же именно изменения происходят во внутреннем мире подрастающего ребенка и как мы можем на них влиять? Эти важные вопросы волнуют сегодня родителей, которые стараются осознанно подходить к воспитанию своих детей. Психологи действительно относят подростковый возраст к кризисным.
Однако это понимание не совсем отражает то, как понятие «кризис» обычно трактуется в обществе. Когда мы произносим «кризис», то в широком смысле имеем в виду нечто плохое, сложное, тяжелое. Что-то, с чем непременно нужно поскорее разобраться и закончить. С точки же зрения психологии возрастного развития кризис не всегда имеет только негативное значение.
Здесь психологи солидарны с китайской культурной традицией, где иероглиф «кризис» означает одновременно и проблему, и возможность. Если коротко описать суть кризиса, как его пони- мают в психологии, то это ситуация, когда чело- век перерос свои текущие обстоятельства развития.
Его организм, его психика уже могут гораздо больше, чем он проявляет на текущий момент в своем поведении. Образно говоря, когда он вы- растает из коротких штанишек, но продолжает их носить. И вот тут психика как будто возмущается и пытается донести до сознания:
«Эй, ты уже можешь гораздо больше, давай, пробуй!». А на сознательном уровне человек еще не реализует новые модели поведения, новые отношения с окружающими, ему еще страшно и непривычно, хотя внутренне он уже смутно ощущает, что на самом деле готов для чего-то большего.
И когда тело уже перестраивается, в мозге уже дозревают определенные структуры, психика формирует в ответ на это свои новые возможности, а сознание еще не успело проявить это в поведении, в этот самый момент у человека и возникают такие состояния, которые психолог назовет кризисами. Как будто пересел за руль нового автомобиля, и нужен некоторый период, чтобы освоиться, на- учиться с ним управляться.
Вот это и называют кризисом, но не с акцентом на то, что в этот период «все плохо», а с желанием подчеркнуть, что человеку сейчас нужна поддержка, у него проходят процессы адаптации к его новой реальности. И роль окружающих, конечно же, состоит в том, чтобы помочь своему близкому взрослеющему человеку, а не осложнять для него этот процесс еще больше.
Это важно понимать и родителям/ родственникам, и педагогам/специалистам, работающим с подростками, чтобы в том числе и правильно воспользоваться возможностями это- го возраста. Общество и окружающая подростка среда играют важную и фундаментальную роль в успешном переходе молодого человека во взрослую жизнь.
Стремительность этих изменений может сбивать с толку и заставлять подростков и взрослых теряться, не владея информацией и опытом, что же делать. Знание того, какие физические и эмоциональные перемены их ожидают, может помочь разрешить беспокойство о том, правильно ли развивается подросток и разумно ли его поведение.
Благодаря лучшему пониманию особенностей развития подростков родители смогут чувствовать себя более уверенными и вдохновленными, чтобы продолжить свою нуж- ную работу по воспитанию детей, установлению взаимопонимания и доверия в семье.
Давайте познакомимся с некоторыми психологическими образованиями (вчера, у ребенка, этого не было, а сегодня, у подростка, уже формируется), которые возникают в психике человека в процессе взросления, и подумаем, как можно их использовать и развить наилучшим образом
Материал подготовил : Специалист МЦЗ Хусаинова А.Т
Психолог Даулетбаева А.М